Устройство и работа двигателя Mazda RX 8

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Проголосуй первым!)
Loading...

разборка двигателя Mazda RX 8 №1

Оригинальная концепция роторного двигателя, используемого в Mazda RX 8, принадлежит Феликсу Ванкелю и Вальтеру Фройде, создателям первой серийной машины таким мотором — NSU Spider (1957). Лицензию на производство роторно-подшипникового двигателя, или РПД, приобрели многие — General Motors, Toyota, Daimler-Benz и другие компании. Были выпущены модели Mercedes С111, Citroen GS Birotor и российский ВАЗ 21018. Наибольшего успеха добилась Mazda с серией RX (Rotor-eXperiment) и мотором Renesis.

Принцип и особенности работы роторного двигателя

В РПД Mazda RX 8 нет клапанов, поршней, кривошипно-шатунного механизма и сложной системы привода. Рабочей ёмкостью является статор в форме эпитрохоиды (чуть вдавленного по бокам овала). Подвижной частью служит ротор с тремя закруглёнными гранями. Вращаясь с помощью вала с эксцентриком, а также подвижной и неподвижной шестерни, он непрерывно создаёт в емкости статора 3 герметичные полости, в которых происходит впуск топлива, его сжатие, зажигание и выпуск. Преимуществами такого устройства являются:

разборка двигателя Mazda RX 8 #2

  • минимум подверженных износу подвижных деталей;
  • размер и вес существенно меньше, чем у обычного ДВС;
  • высокая удельная мощность — прирост на единицу объёма бензина;
  • низкое время раскрутки, высокая отзывчивость на зажигание;
  • высокая температура выхлопа;
  • стойкость к высоким оборотам из-за меньшей нагрузки вибрацией;
  • плавные, негромкие, приятные уху рабочие шумы.

Опыт автопроизводителей, на данный момент свернувших производство машин с РПД (Mazda выпускала RX 8 до 2012 года), подсказывает, что не всё так гладко с работой этих моторов и их обслуживанием. Автомобили оказались довольно «прожорливыми» как по топливу, так и по маслу, обладают низким пробегом до перебора или замены мотора, их детали требуют сложного оборудования и высокопрочных материалов для производства.
разборка двигателя Mazda RX 8 #3
Камеры сгорания здесь имеют значительную площадь и неоптимальную форму, что отражается на экономичности и расходе бензина. Элементом, обеспечивающим герметичность камер, служит апекс — упругая конструкция на углах треугольника ротора, с небольшой площадью поверхности контакта. Такие уплотнения нуждаются в дополнительном впрыске масла через впускной коллектор. Закономерным является их быстрый износ. Такая конструкция подвержена следующим недостаткам:

  • повышенный расход топлива при низких оборотах;
  • требовательность к высочайшему качеству бензина;
  • высокое загрязнение выхлопов из-за неоптимальных условий сгорания и присутствия масла;
  • неизбежный и очень быстрый износ апексов;
  • перегрев ротора, чреватый износом и выходом их из строя;
  • высокий расход и частая смена масла.

разборка двигателя Mazda RX 8 #4

Профилактическое обслуживание и ремонт — большая проблема владельцев Mazda RX 8. Ресурс апексов предполагает переборку двигателя каждые 50 тыс. км пробега. И это несмотря на использование высокотемпературной стали. В реальности невозможен пробег более 100-150 тыс. км без капитального ремонта или замены. Производитель говорит о ресурсе в 300-400 тыс. км, но это лишь совокупная цифра, включающая все процедуры по ремонту и обслуживанию.

Другой важной проблемой является смазка. По сравнению с автомобилями на ДВС, масло здесь тает на глазах. На 1 тыс. км расходуется 600 мл масла, его замена нужна каждые 5 тыс. км пробега. Несвоевременная замена чревата поломками мотора, ремонт которого не всегда финансово целесообразен. В целом, механизмы и системы автомобиля требуют более ответственного подхода, чем с обычным ДВС.

разборка двигателя Mazda RX 8 #5

Разборка двигателя и обзор деталей

Mazda RX 8 оснащена роторно-поршневым двигателем системы Renesis модели 13B мощностью 192 л.с. Тревожными признаками, которые должны побудить владельца заняться мотором, служит увеличение времени «горячего» запуска, повышение расхода масла и уменьшение компрессии. Последний параметр следует проверять и перед покупкой подержанной машины — она не должна быть ниже 6,5 атмосфер. В эксплуатации замерять рекомендуется через одну смену масла. «Вскрытие» движка обнажает следующие технические нюансы:

  1. Масляные форсунки. В этом двигателе отсутствует прямой контакт с поддоном, масло принудительно впрыскивается на впуске. Ресурс форсунок составляет около 50 тыс. км.
  2. Масляный радиатор. Один или два у разных модификаций. Масло попадает в радиаторы лишь достигнув некоторой температуры — в наличии масляный термостат.
  3. Система охлаждения. Склонность мотора к перегреву компенсируется её объёмом 9,5 л и внушительным радиатором.
  4. Снимаем поддон. В нижней части мотора имеется изощрённая противоотливная система.
  5. Масляный насос. Оснащён 2 редукционными клапанами сброса давления. Привод маслонасоса осуществляется цепью. Она достаточно надёжна и не вызывает проблем.
  6. Крепление осуществляется 19 болтами, оснащёнными сальниковыми уплотнениями. Сальник служит для предотвращения утечек антифриза.
  7. Ротор и уплотнения. Только при разборке очевидной становится хрупкость апексов. Проблема уплотнения усугубляется перепадами давления в двигателе.
  8. Свечи зажигания. Необходим только оригинальный или лицензионный комплект — обычные приведут к неисправимой поломке. «Родные» свечи промаркированы — нужно не перепутать их при установке.

разборка двигателя Mazda RX 8 #6

Полезные советы по эксплуатации и ремонту мотора Mazda RX 8

Несмотря на некоторые особенности и сложности, Mazda RX 8 является превосходным и приятным в повседневном использовании автомобилем. Опытных водителей порадует отзывчивость, плавность и быстрая раскрутка мотора до 9 тыс. оборотов при низком шуме. Управляемость машины находится на наивысшем уровне, дизайн и компоновка — удобные и интересные. Остальные системы мало отличаются от оснащения машин с ДВС и выполнены максимально надёжно.

Из опыта автолюбителей стоит отметить использование специального масла, создающего защитную плёнку на внутренних поверхностях, сокращая износ двигателя. Для более тщательного контроля возможна установка дополнительной аппаратуры, показывающей давление и температуру масла, а также давление наддува.

Устанавливают также специальный адаптер двухтактного масла, чем достигается улучшение качества смазки, резкое уменьшение нагара на роторе и внутренне поверхности статора, а также снижение вредности выхлопа. Касательно последнего — рекомендуется замена выхлопной системы, иначе автомобиль не проходит экологические нормативы многих стран.

Популярностью пользуется установка ротора от модели RX 7, как более надёжного механически. Полная замена на ДВС возможна с трудом, ввиду существенного отличия и гораздо меньшего размера.

Ремонт двигателя непрофессионалами кране затруднителен. Да и не каждая СТО берётся за роторные системы, по причине отсутствия опыта и запчастей. Такую машину не купишь за последние деньги — расход бензина и смазки велик, обслуживание мотора в запущенном состоянии сопоставимо с покупкой нового. В тяжелых случаях рекомендуется изыскать возможность заказа моторов, восстановленных в заводских условиях. Чтобы избежать расходов — тщательно следите за работой механизмов, следуя рекомендациям выше.